Методика творческого развития
Приучать ребёнка к прекрасному, развивать фантазию и художественный вкус необходимо как можно раньше. В 2000 году Андрей Маниченко предложил идею новой методики творческого развития: целенаправленно формировать цветовоспритие ребёнка с помощью цветных карточек и творчески развивать малышей с помощью специальных занятий.
Развитие цветовосприятия.
В конце XVII века Исаак Ньютон, использовав спектральную последовательность, расположил цвета по кругу, сконструировав таким образом первую научно обоснованную систему из семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Все остальные цвета, окружающие нас в жизни, являются производными основных цветов, их дополнительными оттенками. Полученные оттенки имеют ассоциативные названия, т.е. названия, которые вызывают у нас ассоциации с тем или иным предметом или явлением. Например: оранжевый можно назвать морковным, т.к. он похож на цвет моркови. Васильковый напоминает цветущие васильки, оливковый – цвет спелых оливок, шоколадный – цвет шоколада и т.д.
Для первоначального знакомства с цветом выбрано 100 оттенков. У каждой карточки есть свой уникальный оттенок, своё оригинальное название на оборотной стороне: небесный, медовый, чайная роза, сомо, божоле, маренго…Там же размещены удивительные факты о происхождении цвета, раскрывается его значение. Ребёнок выучит не только новые цвета, но и расширит словарный запас.
Если Вашему ребёнку три-четыре месяца, занятия мож¬но проводить примерно так: возьмите две-три карточки из основных цветов и покажите малышу. При этом Вы сообщаете ребёнку: «Радость моя, это – красный цвет». Держите карточку до тех пор, пока глаза малыша не остановятся на ней. Это может произойти или сразу, или через несколько секунд. Как только взгляд ребёнка остановился на карточке, Вы её убираете. Ту же самую операцию Вы проводите с другим цветом. С этими карточками можно работать на протяжении трёх-четырёх дней, показывая их в течение дня три-четыре раза. Такая форма работы с цветами развивает не только мозг ребёнка, но и его зрительные и слуховые анализаторы. Ведь Вы произносите название цвета красиво и чётко. Стараться говорить как можно громче не стоит – наоборот, произносите название карточек каждый раз с новой интонацией. Это позволит малышу понять интонационное богатство устной речи и послужит способом привлечения его внимания.
Малышам постарше (шесть месяцев и более) можно показывать за одно занятие четыре-пять карточек с цветами. Вы быстро показываете цвета, называя их при этом, два-три раза в день на протяжении трёх-четырёх дней.Когда ребёнок научится распознавать основные цвета, находить их на фоне других цветов, показывать очень мелкие предметы этих цветов, переходите к следующему этапу. Познакомьте малыша с оттенками основных цветов.
Малышам в возрасте одного года и старше можно давать интересную информацию о цветах, расположенную на обороте карточек. Сначала можно описать цвет: объяснить ребёнку, к какой цветовой группе относится данный оттенок, с цветом какого предмета его можно ассоциировать. Например, можно сказать, что жёлтый цвет – это цвет яичного желтка, цвет солнышка, а шоколадный – это коричневый, цвета шоколада.
На следующих занятиях можно познакомить ребёнка с интересным фактом, который связан с данным цветом или оттенком. Например, можно рассказать, что название цвета «фрезовый» произошло от французского слова «фрайс» – «земляника». Фрезовый – это цвет протёртой с сахаром земляники.
Информация на обороте карточек поможет расширить знания малыша по географии, истории, музыке, биологии, минералогии. Малыш узнает, из каких языков к нам пришли названия отдельных цветов и оттенков, что они обозначают.
Не забывайте постоянно закреплять цветовосприятие малыша. Например, гуляя с ребёнком на улице, Вы обращаете его внимание на окружающие предметы, называя их цвет. Разнообразить Ваши занятия, игры, прогулки с малышом помогут стихи, которые Вы можете сочинить сами или воспользоваться подборкой стихов из методического пособия.
При знакомстве малыша с оттенками основных цветов можно работать с пятью-десятью карточками два-три раза в день на протяжении двух-четырёх дней.
По истечении этого времени смените старые карточки на новые и продолжите занятия по прежней схеме. Наборы карточек с цветами Вы формируете, исходя из Ваших цветовых пристрастий и интереса ребёнка к группам цветов.
Формы показа карточек с цветами могут быть разными.
Вы можете перекладывать карточки на уровне глаз ребёнка на расстоянии 30-40 сантиметров от него. Вы можете прикрепить ряд цветных карточек (5-10 штук) на стеклянную дверь на уровне роста ребёнка. С одной стороны двери малыш будет видеть цвет, с другой – его название. Каж¬дый раз проходя мимо такого весёлого стекла, ребёнок без труда запомнит и сам цвет, и слово, его обозначающее. Карточки на стекле можно менять каждые три-пять дней.
Вы можете выложить из карточек с цветами радугу, чтобы малыш знал в ней порядок цветов. То же можно сделать с оборотной стороной, т.е. со словами.
На одном из занятий Вы можете разложить группы цветов от светлого до тёмного. Затем цвета можно выложить в обратном порядке: от тёмного до светлого. То же самое можно про¬делать с оборотной стороной карточек, т.е. со словами.
Можно расположить карточки с цветами (5-10 штук) на стене. Через день произведите замену нескольких старых цветов на новые. Лучше на начальном этапе добавлять совершенно другой цвет. Позже можно работать с оттенками одного и того же цвета, постепенно заменяя две-три старые карточки на новые. При этом у малыша будет развиваться наблюдательность. По такой же схеме можно проводить занятия со словами, т.е. с оборотной стороной карточек.
Малышей старше полутора лет можно знакомить с оттенками цветов с помощью сказки. Предлагаем десять «Цветных сказок», главная героиня которых – Капелька – путешествует по сказочным цветным мирам.
Приготовьте карточку василькового цвета, спрячьте в ладонях карточку-Капельку и загадочным голосом произнесите: «Малыш, смотри, кого я нашла. Это же Капелька. Ты знаешь, откуда она к нам пришла? Из сказки». Сохраняя сказочную атмосферу, расскажите первую сказку про Капельку. На словах «мгновенно стала василькового цвета» наложите карточку-Капельку на карточку василькового цвета, и Вы увидите, как Капелька из прозрачной станет васильковой. По окончании сказки можете прогуляться с малышом по дому и накладывать карточку-Капельку на окружающие предметы. А какого ещё цвета может стать волшебная Капелька? Вот она стала цвета дивана, а теперь цвета телевизора, а потом цвета спящей кошки!
Аналогичным образом можно работать с другими сказками. Заранее приготовьте карточки с цветами, которые встречаются в данной сказке. Эти цвета выделены в тексте жирным шрифтом. Называя новый цвет, накладывайте карточку-Капельку на нужную цветную карточку.
В процессе занятий Вы с ребёнком создаете свои собственные, воображаемые или ассоциативные цвета, например: цвет весёлого настроения, цвет дождя, цвет смеха, волшебный цвет… Для этого можно воспользоваться белыми карточками. Вы с ребёнком сможете их раскрасить и подписать - так появятся особенные цвета, созданные воображением и настроением Вашего малыша.
Помните, что никто не знает Вашего ребёнка лучше Вас. Поэтому приведённая выше дозировка количества карточек и дней для занятий – не обязательная, а приблизительная. Чем больше творчества и выдумки Вы будете вносить в занятия с малышом, тем интереснее и продуктивнее они будут.
Чтобы Ваши занятия-игры с ребёнком по развитию его цветовосприятия были и продуктивными, и интересными, обратите внимание на наши советы.
1. Не забывайте называть цвета предметов, которые окружают малыша в жизни.
2. Начните знакомство с цветами путём показа предметов одного, определённого цвета. Предметы пёстрой, рябой окраски можно на¬зывать позже, когда уже хорошо усвоены чистые, основные цвета.
3. Создавайте свой «цветной» словарик. Пусть в нём появятся «папин цвет», «цвет маминого настроения», «чайный цвет» и мно¬гие другие. Помните, что в природе тысячи оттенков, каждому из которых Вы можете дать имя.
Изотворчество.
К полугоду Ваш малыш уже приобрёл определённый жизненный и интеллектуальный опыт. Пришла пора и для творчества! К 6-7 месяцам кроха уже сидит за общим столом и почти участвует в разговоре, путешествует по квартире, пробует делать первые шаги, он знает, как работают дверцы шкафов, где живут гремящие кастрюли – всего и не перечислить! Почему бы Вам не заняться с ним рисованием? Чем раньше Вы дадите ребёнку краски, тем лучше. Начните с того, что рисуйте при малыше сами. Показывайте малышу краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов. Рисование пальчиками подготовит вашего малыша к «настоящему» рисованию, познакомит его с цветом, формой, поспособствует развитию мелкой моторики.
Малыш с помощью 70 специальных игровых заданий научится работать красками, карандашами и мелками, лепить из пластилина, работать с цветной и белой бумагой. Изучение основных художественных принципов позволит развить творческий потенциал ребёнка. Предложенные игры-занятия не обязательно проводить в описанной последовательности. Занимайтесь столько, сколько захочется, и так, как захочется: можно одно занятие проводить несколько дней подряд, можно в один день провести сразу несколько занятий. Для этого, прежде всего, прочитайте методическое пособие от начала до конца, выберите понравившиеся занятия, соответствующие возрасту Вашего ребёнка и его умениям. Вы можете составить индивидуальную программу занятий для Вашего малыша.
Материал предоставлен компанией "Умница".