Эта книга четвертая в серии «Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира». Как и первые три книги она продолжает знакомить взрослых и юных читателей с мудростью народов мира, выраженной в сказках, легендах и преданиях.
В книге собраны, как фольклорные, так и авторские произведения. В четвертом томе представлены следующие темы: Служение людям, Любовь к Родине, Загадки судьбы, Чудеса природы, Мудрость судьи, Страна юмора.
Нет человека, которого хотя бы один раз не тронула до глубины души волшебная сказка. Нет ребенка, которого бы не покорила задушевностью и веселостью, наивностью и мудростью народная сказка. Сказки разных народов глубоко национальны, хотя во многих встречаются одни и те же сказочные сюжеты. Эти сказки является удивительным символом единства народов и их духовной связи. Народная сказка – неиссякаемый родник животворной мудрости, из которого писатели черпают вдохновения, создавая свои авторские сказки.
К каждой теме авторы разработали практические занятия, состоящие из беседы, инсценировки, игры, письменной работы или рисунка по заданной теме. Эти разработки помогут детям глубже почувствовать то знание, которое несет в себе каждая сказка и связать его с современной жизнью. Книга предназначена для использования в качестве методического пособия в детском саду и школе, а также для домашнего чтения.
Любовь к Родине
Родина краше солнца, дороже золота
Дороже золота она,
В ней красота и глубина.
В ней первый дом на свете твой
И милой мамы взгляд родной.
Ее за деньги не купить
И невозможно не любить.
И любим тем ее сильней,
Когда в разлуке долгой с ней.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
Попросите детей вспомнить какое-либо место или событие, которое ассоциируется у них со словом Родина, и рассказать о нем.
Перечислите все хорошее, что дала вам Родина.
Каким нужно быть человеком, чтобы отдать свою жизнь за свой народ?
Как вы думаете, может ли у человека быть две Родины или больше?
Представьте, что вы должны провести урок, посвященный любви к Родине в классе, где учатся дети разных народов. Как бы вы провели урок, чтобы каждый из учеников почувствовал гордость за свою родную землю и не был обижен?
Сценка
Поделите детей на пары. В сценке-диалоге один человек из пары утверждает, что Родиной для человека может быть любое место на земле, которое он полюбил в течение жизни или даже весь мир; а второй доказывает, что Родина – это то место, в котором ты родился.
Младший принц (Притча)
Было у короля три сына. Старший – был храбрым воином, и умело владел любым оружием. Он мечтал стать полководцем, и король поставил его во главе своего войска. Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков. Отец соглашался с ним и выдавал деньги на строительство. Только младший сын расстраивал короля. Он не воевал, не строил, а целыми днями читал книги. Младший сын короля изучал историю, языки и обычаи разных народов.
- Сын, зачем ты изучаешь нравы и языки чужих народов? Ты должен любить свою Родину, - часто упрекал принца король.
Сын молча выслушивал отца, но продолжал свои занятия.
Вдруг нежданно-негаданно пришла беда. Соседи короля объединились и объявили войну. Королевское войско терпело поражение за поражением. Наконец настал день последней битвы. В многочисленных храмах все, кто не мог сражаться, молили Господа о спасении.
За день до битвы в шатер полководца вошел младший сын короля.
- Зачем ты приехал сюда, книжник? Уезжай немедленно! Завтра будет битва! – вскричал молодой полководец.
- Да, сын, тебе здесь не место, - поддержал король, который тоже готовился победить или погибнуть в последнем сражении.
Младший сын короля достал бумагу и спокойно сказал:
- Я три дня провел во вражеском лагере. Здесь нарисовано расположение орудий врага и все их планы. Завтра на рассвете основные силы противника обойдут наше войско по узкому оврагу и ударят нам в тыл.
После рассказа младшего сына, король приказал готовиться к битве. Сражение было жестоким, но враги всюду натыкались на ловушки и были разбиты.
- Сын, ты оказался героем. Как ты смог прятаться среди врагов целых три дня? – воскликнул король, обнимая младшего сына после победы.
- Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки и обычаи этих людей. Поэтому они принимали меня за своего, - ответил принц.
- Разве тебе не было страшно? – удивился его брат.
- Любовь к Родине превыше страха смерти, - спокойно ответил младший сын.
Вопросы и задания для беседы:
Почему королю казалось, что его младший сын не любит свою Родину?
Как вы думаете, если человек знает в совершенстве иностранные языки, значит ли это, что он не любит свою Родину?
Какой язык вы хотели бы выучить и почему?
Как вы думаете, какое занятие самое достойное для сына короля?
Представьте, что вы принц (принцесса). Расскажите, чем бы вы стали заниматься.
Сценка
Дети делятся на группы. Один человек из группы играет роль короля, остальные его дети: принцы или принцессы. В сценке «дети короля» по очереди рассказывают своему отцу, что они могут сделать для славы своей Родины.
Письменная работа
Напишите сочинение на тему: «Что я могу сделать для своей Родины»
Ньяра (легенда индейцев)
В далекие-далекие времена жило в лесу индейское племя. Ели они то, что собирали,– плоды, ягоды, мед диких пчел. А бывало, ничего не находили и тогда голодали.
Был в племени старый человек по имени Ньяра. Давно побелела его мудрая голова. Больно было Ньяре смотреть на голодных детей и внуков. И сказал он однажды, чтобы взяли мужчины топоры и расчистили поле в зарослях бамбука. Потом отнесли его туда на руках, потому что сам ходить он уже не мог.
– Теперь нарежьте крепких лиан, обвяжите ими меня и пропашите моим телом всю эту землю из конца в конец. Когда я умру, заройте меня посреди поля, а сами ступайте в лес и не возвращайтесь, пока не пройдет три луны. То, что вырастет на этом поле, сажайте каждый год и никогда не будете знать голода.
Заплакали люди, потому что любили старого Ньяру и не хотели его убивать.
– Не горюйте обо мне, а делайте то, что я велел,– отвечал им старик.– Это нужно вам, и вашим детям, и детям ваших детей. А я долго жил на свете и от жизни устал.
Тогда люди сделали так, как велел им Ньяра, и ушли в лес собирать плоды и мед.
Прошло три луны, вернулись люди и увидали, что поле сплошь поросло невиданными растениями. То были маис, фасоль и клубника. Как созрел урожай, собрали его и поделили семена между всеми.
Отсюда и пошел обычай – как засеют поле, сразу уходят в лес на несколько месяцев.
А маис, который растет на индейской земле, назвали «ньярой» в память о том старике, что принес себя в жертву людям.
Вопросы и задания
Почему вождь племени решил отдать себя в жертву во имя счастья людей?
Каким должен быть вождь, чтобы его уважали и любили соплеменники?
Какие качества характера нужно иметь, чтобы пожертвовать жизнью ради своего народа?
Чем бы вы могли пожертвовать ради своего друга?
Сценка
Один из детей играет роль вождя. Остальные – жители племени. В сценке дети по очереди рассказывают вождю о своих бедах. Например, гроза сломала крышу моей хижины; мой ребенок заблудился в лесу; моя жена заболела. Вождь должен дать мудрый совет.
Письменная работа
Напишите свою легенду о том, как на земле появились ваши любимые овощи.
Материал любезно предоставлен авторами проекта "Добрые сказки" А. Лопатиной и М. Скребцовой dobrieskazki.ru